|
|
Афганистан и вторая мировая война |
|
|
Шестьдесят семь лет тому назад, в ноябре 1941 года, тысяча самых
влиятельных афганцев: мусульманских богословов, глав племен,
представителей купечества, военных, членов правительства, депутатов
Народного Совета и Сената, собрались в Кабуле на Лойа Джиргу – высший
совещательный орган страны, созываемый в чрезвычайных обстоятельствах,
для рассмотрения важнейших вопросов внутренней и внешней политики
страны.
Повестка дня состояла из одного вопроса - определить место и внешнюю политику Афганистана во Второй мировой войне. В результате обсуждений собравшиеся приняли постановление, в котором говорилось: «Мы, народные представители Афганистана, заявляем, что политическая линия, проводимая правительством Его Величества, соответствует нашему пожеланию и является совершенно правильной. ….Никакому иностранному государству ни в какой форме не будет позволено занять всю или часть афганской территории, или использовать нашу дорогую родину для проведения военных действий на земле или в воздухе, или получить у нас какие-либо привилегии во время войны».
К этому решению афганское руководство шло долгим и трудным путем. В годы, предшествовавшие началу второй мировой войны, Афганистан все больше вовлекался в мировую политику. Обострение противоречий между основными капиталистическими странами проявило себя и в Афганистане. Афганское правительство не захотело, или не смогло использовать в своей внешней политике преимуществ сотрудничества с Советским Союзом, хотя именно это сотрудничество в предыдущие годы способствовало укреплению национальной независимости страны.
Руководители Афганистана пытались проводить политику лавирования между капиталистическими державами, делая ставку на использование противоречий между ними. Пойдя на расширение отношений с державами оси – Германией, Италией и Японией, они пытались удерживать равновесие между политико-экономическими позициями различных соперничавшим между собой стран, и, таким образом, не дать ни одной из них занять доминирующее положение. При этом они надеялись, что обострение противоречий между Великобританией и державами оси создаст в Афганистане благоприятные условия для сохранения существующего режима, улучшения внешнеторгового обмена, получения иностранной помощи и так далее.
И, нужно заметить, что известные основания для этого были. По мере приближения войны Германия все более настойчиво стремилась закрепиться в Афганистане, занимающем важное стратегическое положение в Средней Азии, между Советским Союзом и Британской Индией. Сторонники тесного сотрудничества с Германией в Афганистане были даже среди членов королевской семьи. Чтобы усилить свои позиции в Афганистане, Германия шла на большие уступки: предоставляла кредиты для закупки товаров широкого потребления, военных материалов, промышленного оборудования, направляла в Кабул своих специалистов для помощи в строительстве предприятий и монтаже оборудования, немецкая авиакомпания «Люфтганза» начала совершать полеты в Кабул. Многие выпускники лицея «Неджат», в котором все преподавание велось на немецком языке, получали стипендии для продолжения обучения в Германии, афганские офицеры обучались в различных немецких училищах, вплоть до академии генерального штаба. Из этих людей Германия планировала создать прогерманскую прослойку в среде афганской интеллигенции. Велась и открытая подрывная работа, особенно в Южном Афганистане и Северо-Западных провинциях Индии, где немецкие агенты, используя враждебные отношения между англичанами и пуштунскими племенами, снабжали их деньгами, оружием, вели пропаганду. В самом Афганистане при содействии немцев создавались диверсионные группы.
Вместе с тем, Германия усилила давление на Афганистан и в политическом плане. Немцы уговаривали афганское правительство организовать восстание пуштунских племен Северо-Западной провинции Индии против британских властей. По замыслу германского руководства это восстание могло бы спровоцировать антибританские выступления в других районах Индии, Англия должна была бы направить в Индию часть своих войск с европейского фронта, что облегчило бы борьбу гитлеровской Германии в Европе. Взамен фашистская Германия обещала Афганистану в случае, если он поддержит восстание против Англии, значительно расширить его территорию за счет включения в нее ряда северо-западных районов Британской Индии: Белуджистана, Синда, Западного Пенджаба и Кашмира. И хотя афганское правительство отклонило это предложение, проводимая им политика лавирования предоставляла немцам широкое поле для своей подрывной деятельности, направленное, в первую очередь, против Советского Союза.
Советское правительство несколько раз обращалось к афганскому руководству с предложением обратить внимание на деятельность германских подданных в Афганистане, направленную на подрыв афгано-советских отношений. Желая доказать, что Афганистан действительно следует политике нейтралитета, правительство Захир Шаха приняло решение о высылке из страны около двухсот немцев и итальянцев, которые не являлись членами дипломатических представительств, и заявило, что это было сделано, чтобы еще раз показать, что дружба Афганистана со своими соседями, в частности, с Советским Союзом, является искренней. Дипломатическое представительство Германии существовало в Афганистане до августа 1945 года, когда по настоянию союзников сотрудники германской миссии были переданы советским властям.
Политика же нейтралитета, объявленная афганским руководством в то далекое время, продолжала осуществляться и в последующие годы, особенно в период холодной войны, когда Афганистан стал ареной соперничества между США и СССР, и часто очень ловко играл на этих противоречиях.
Георгий ЕЖОВ
Источник: Афганистан.Ру
|
|
|
|