Ситуация в Афганистане, несмотря на увеличение американского
контингента, будет только ухудшаться. В этом уверены российские
эксперты. Они утверждают, что расширение войск коалиции не приведет к
победе над талибами, а, напротив, усугубит ситуацию.
У афганской элиты началась паника после того, как стало известно содержание плана президента США Обамы. Особенно сильно взволнованы чиновники датой начала вывода войск коалиции. Именно поэтому в Кабул с необъявленным визитом прибыл министр обороны МША Роберт Гейтс. Желая смягчить ситуацию, он заявил, что вывод американских войск из Афганистана, который должен начаться в 2011 г, может растянуться на несколько лет. Глава Пентагона не исключил, что процедура вывода контингента займет до 4 лет. «США не отвернутся от этой страны или региона. Мы будем совместно бороться до тех пор, пока афганские силы не станут достаточно большими и сильными для защиты самих себя как нации», — заверил Гейтс президента Афганистана Хамида Карзая. Тот, в свою очередь, уточнил, что для восстановления вооруженных сил и органов правопорядка потребуется финансирование со стороны Запада в течение 15−20 лет. «В ближайшие 15−20 лет Афганистан не будет способен поддерживать эту машину собственными ресурсами, — отметил он. — И мы надеемся, что мировое сообщество и наш главный союзник США помогут Афганистану поддержать силы безопасности страны». Таким образом, если верить Карзаю, коалиции придется задержаться в стране еще на 15−20 лет. Напомним, в ходе предвыборной гонки и на инаугурации Карзай обещал афганцам установить полный контроль над безопасностью в ближайшие пять лет.
Потери увеличатся
Уже и сами американцы, похоже, не рассчитывают на большой успех, по крайней мере, в течение ближайшего времени. Майк Маллен, председатель Объединенного комитета начальников штабов, вчера предупредил военных, что в 2010 году число потерь США в Афганистане, скорее всего, увеличится. Он выступал перед морскими пехотинцами, которые, согласно плану Обамы, отправятся в Афганистан в составе 30 тысяч американский военнослужащих. «Сейчас самое опасное время, какое мне довелось повидать за последние четыре десятилетия, что я прожил в униформе, — признался Маллен. — Я уверен, что число потерь увеличится, и не хочу каких-либо неясностей на этот счет. Именно это произошло в Ираке, когда там увеличили контингент, и, как бы трагично это не было, нам придется иметь с этим дело, чтобы переломить ситуацию».
Ситуация действительно осложнится, особенно весной-летом и ранней осенью, когда начнутся активные боевые действия, полагает Олег Кулаков, военный эксперт по Среднему Востоку, преподаватель Военного университета Минобороны РФ. По его словам, главная проблема, которая ожидает коалицию, это «засадная деятельность противника на маршрутах снабжения», которая в свое время привела к наибольшим потерям и в войсках СССР. Но главная ошибка Маллена — это его уверенность в том, что с увеличением числа войск удастся переломить ситуацию. «Присутствие военного контингента – это ошибка, если они хотят достичь стабильности», — уверен Кулаков.
С ним согласен Азиз Ниязи, директор Института проблем развития Центральной Азии РАН: «Стратегия Обамы по принуждению талибов неверна». По его словам, у афганцев иная политическая культура, здесь живут племенами и уважают законы друг друга. Конечно, эффективность военных действий коалиции с увеличением контингента союзников повысится, но не следует рассчитывать на то, что через 18 месяцев произойдет перелом в ходе событий в Афганистане.
С кем воевать?
Со времен военной кампании СССР в Афганистане возрастной, национальный и культурный состав людей с автоматами и ПЗРК существенно изменился.
«Талибы – не основные противники коалиции», — уверен военный эксперт Олег Кулаков. По его мнению, прежние талибы, закалившиеся в борьбе с советскими войсками, в 2001 году «разошлись разрозненными группами по пуштунским племенам», нынешние талибы не так едины и не так опасны для войск коалиции. Более опасны местные из нейтральных или даже нынешних официальных союзников США. Между тем, по данным Кулакова, коалиция утверждает, что борется с единым и по-прежнему мощным Талибаном. «Они не могут определить своего противника – в этом проблема коалиции», — считает полковник.
С ним не согласен Азиз Ниязи, директор Института проблем развития Центральной Азии. По его мнению, Талибан разрознен, но это все же движение. «Талибан – афганская махновщина, — уверен Ниязи. – Они не пытаются строить государство, а на контролируемых территориях устанавливают шариатские законы. У них есть своя идеология, идеология очень бедных людей, строящих справедливость с оружием в руках». Но эта идеология, судя по явке на президентские выборы, не очень популярна в Афганистане, отмечает эксперт.
Кроме того, добавляет Омар Нессар, глава «Центра изучения современного Афганистана» Института Востоковедения РАН, Талибан – не самостоятельное движение, оно опирается на помощь соседей, в частности, Пакистана. И это усложняет задачу американо-натовских войск.
Таким образом, коалиция воюет, скорее всего, не с отдельной террористической организацией, а со спорадическим сопротивлением, в ряды которого могут вступить как вчерашние лояльные, так и вчерашние друзья, как пуштуны, так и таджики, хазарейцы, узбеки, туркмены. Поэтому успех миссии войск США во многом будет зависеть, с одной стороны, от того, удастся ли избежать гибели местного населения и не обозлить народ вне зависимости от национальной принадлежности, с другой – от того, насколько смогут американцы преодолеть разногласия среди союзников по поводу ведения операции.
Правда о цели
«Мы здесь для того, чтобы победить», — заявил глава Пентагона Роберт Гейтс. Это правда. Американцы не уйдут из страны никогда. Они лишь снизят присутствие: ведь рядом Иран, в непосредственном контроле над которым США крайне заинтересованы. Российские эксперты уверены, что Москва должна налаживать связи с Афганистаном уже сейчас, чтобы войти со своими проектами в экономику этой страны, «пока ниши не оказались занятыми». Так, по мнению Ниязи, на севере Афганистана, где боев нет, Россия уже может строить малые ГЭС и небольшие перерабатывающие предприятия. А на территории РФ можно, как раньше, готовить учителей, врачей, инженеров и полицию. США будут препятствовать вхождению нашего бизнеса в зону их интересов, уверен Нессар, но эти препятствия надо преодолеть.
|