На фоне празднования 65-й годовщины Великой Победы как бы за кадром
осталась одна из самых кровопролитных боен холодной войны, а точнее, ее
трагический юбилей — 60-летие со дня начала войны в Корее, более
известной у нас как Корейская. И ничего удивительного в "странной
забывчивости" нет, ведь всем мировым сообществом агрессором была
признана Северная Корея (или КНДР), армия которой в предрассветные часы
25 июня (хорошо хоть не 22-го) 1950-го под прикрытием артиллерии перешла
границу южного соседа. Так началась война, унесшая за три года жизни
более 2 миллионов человек.
Своих сыновей и дочерей потеряли народы Южной и Северной Кореи, Китая, Австралии, США, Великобритании, Турции, Франции, Канады, Греции, Бельгии, Нидерландов, ЮАР, Филиппин и Советского Союза. Хотя, как известно из всемирной истории, участие войск СССР, включая советников и инструкторов, началось не с первых дней вторжения, а на этапе необходимости "оказания интернациональной помощи".
До последнего времени история умалчивала о дате активной фазы "советского присутствия" в Корее, впрочем, как и замалчивалась причина участия "советских добровольцев". А ведь эта дата — 15 октября 1950 года — точно известна. Как не является тайной и то, что советские воины были представлены всеми нациями и народностями нашей необъятной родины.
Тайна первая — начало. Как известно, войны бывают справедливые и захватнические, запланированные (как бы кощунственно это ни звучало) и внезапные. Была ли война в Корее внезапной для Советского Союза?
Конечно же, нет, СССР был готов к ней, а вот участие в ней было спровоцировано одним трагическим конфликтом. Причем не в небе Кореи, а вблизи ее побережья, в нейтральных водах.
4 сентября 1950-го над водами Желтого моря истребителями "Корсар", поднятыми с авианосца "Вэлли Фордж", был сбит выполнявший воздушную разведку торпедоносец А-20 ВВС Тихоокеанского флота, пилотируемый командиром звена старшим лейтенантом Константином Карпаевым и штурманом экипажа лейтенантом Геннадием Мишиным. Пилоты погибли и стали, таким образом, первыми советскими жертвами той войны, а инцидент этот послужил поводом для участия советских добровольцев в войне в Корее. Именно этот инцидент (как его классифицируют дипломаты) над Желтым морем был включен в основную часть ноты советского правительства, что подтверждено сегодня архивами внешнеполитических ведомств США и Российской Федерации.
Как ответ на эту наглую вылазку империалистов с 15 сентября (неофициально) начался этап присутствия советских летчиков и зенитчиков на корейской земле. А с 15 октября — активная фаза, то есть участие в боях совместно с китайскими бойцами.
Таким образом, участие СССР в Корейской войне было (формально согласно международному праву, хотя и были настоятельные просьбы Ким Ир Сена об отправке советских летчиков в КНДР после провала победоносного наступления северокорейских войск на Сеул) законным. Но стоит откровенно признать, что ни одного самолета с опознавательными знаками ВВС СССР в корейском небе не было. А кто же тогда сбивал "Сейбры" и "Фантомы", спросит внимательный читатель. А сбивали их "китайские летчики" с фамилиями Ли Си Цинн, Суть Янь Гин и т. п. Вот это и есть еще одна тайна корейской войны…
Тайна вторая. Китайский я выучу только за то, что… им мне командовать надо. Люди старшего поколения, наверное, помнят, как в разгар войны во Вьетнаме, где-то в 1973-м или 1974-м, одной из самых модных песен, исполняемых в каждом дворе под гитару, была песня в стиле "кантри" об американском летчике, который был сбит в небе Вьетнама. Позволю себе напомнить ее, точнее, текст одного из вариантов, поскольку их существовало очень и очень много:
Вижу в небе алую черту.
Это МиГ-15 на хвосту.
Вижу я, как Ричард с Бобом
понеслись на встречу
с гробом.
Мой "Фантом" теряет
высоту…
…На допросе только я
спросил:
"Кто ж пилот, который меня
сбил?"
И ответил мне раскосый,
кто командовал допросом:
"Сбил тебя наш летчик
Син Ин Цин"...
Эта песня воспринимается как анекдот, особенно в свете того, что любой специалист по истории ВВС скажет, что "Фантомов", как и МиГ-15, во Вьетнаме уже не было. Хотя известно, что все анекдоты являются элементами народного творчества, но в их основе — реальные события. Вот и эта песня о вьетнамских летчиках имеет свою реальную историю, уходящую корнями именно в период Корейской войны. А вьетнамские мотивы появились в ней тогда, когда группу советских военных специалистов возглавил генерал авиации Герой Советского Союза Николай Васильевич Сутягин. Тот самый ас Суть Янь Гин, прославившийся в годы войны в небе Кореи, которому Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Да и песня эта появилась не в 70-х — пели ее летчики 64-го отдельного истребительного авиационного корпуса еще в 1952-м, после очередной победы Николая Васильевича (а всего он сбил 23 реактивных самолета противника):
На допросе только
я спросил:
"Где ж пилот, который меня
сбил?"
И ответил мне раскосый,
кто командовал допросом:
"Сбил тебя наш летчик
Суть Янь Гин".
Понятно, что образ советского аса собирательный, но, как говорится, на пустом месте слухи не рождаются. А что касается китайских фамилий и разговоров, то это правда. С целью сокрытия от мировой общественности (но только не от американских и английских летчиков, которые и так все знали) участия советских асов на стороне Северной Кореи всем летчикам было предписано в обязательном порядке отдавать команды в воздухе и все переговоры вести исключительно на китайском языке. Основные команды (типа "Атакуй", "Противник справа (слева, внизу)", "Выхожу из боя" и т. д.) были выучены наизусть, а для оказания помощи в других случаях на борт самолета брали блокнот-разговорник. Но надо знать специфику боя вообще и воздушного в частности, когда секунды, даже их доли, решают исход боя, а порой и самой жизни. И ничего удивительного нет в том, что в азарте атаки или в кровавой воздушной карусели нет-нет да и проскакивали известные всем "непарламентские" словосочетания и фразы. Ну а если учесть, что в небе Кореи встретились вчерашние союзники, разгромившие Германию и Японию, то станет понятно, что тайна "китайских летчиков" с фамилиями Ли Си Цин, Синь Инь Цин, Суть Янь Гин и других была раскрыта после первых же боев…
А Николай Васильевич после Кореи и Вьетнама навсегда связал свою жизнь с Украиной. Сначала как начальник летного училища в Харькове, а после увольнения в запас перебрался в Киев. К сожалению, опровергнуть или подтвердить правильность использования фамилии Суть Янь Гина в тексте уже не доведется, поскольку 12 ноября 1986 года герой трех войн (с Японией, в Корее и Вьетнаме) скончался. Похоронен генерал Сутягин в Киеве на Байковом кладбище…
Тайна третья. Кто кем был в небе Кореи. На основании многочисленных монографий, мемуаров, научно-познавательной и иной литературы можно сделать вывод о том, что небо Кореи защищали (наравне с китайскими и корейскими летчиками) советские асы из 64-го отдельного истребительного авиационного корпуса, куда, кроме летчиков и техников, входили и отдельные зенитно-артиллерийские дивизии с отдельным прожекторным полком. Увы, но это не так. Последние исследования, сделанные на основании ряда рассекреченных документов той поры, дают основание точно сказать, что в Корейской войне принимали участие и летчики морской авиации Тихоокеанского флота, причем не только в небе Кореи, но и в боях по защите воздушных рубежей советского Приморья, а это уже не совсем тот ТВД (театр военных действий). В боях в небе Кореи, а также над водами Желтого и Японского морей, в том числе и в районе Владивостока погибли 13 морских летчиков. Был даже "дичайший" случай бомбардировки в 1951-м советского военного аэродрома под Владивостоком, то есть прямая агрессия, совершенная на территории Советского Союза… Хотя вспоминать о нем ветераны не любят, ведь этот варварский налет проспали ребята ПВО.
По официальным данным, всего в Корее и в ходе Корейской войны погибли 123 летчика. Потери составили 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11, а также потери зенитных частей 64-го отдельного истребительного авиационного корпуса ПВО составили 64 убитых, потеряно 6 зенитных орудий и один прожектор.
В то же время за годы Корейской войны до периода "временного перемирия" — до 27 июля 1953-го (поскольку по всем канонам международного права Корейская война еще не закончена) — советские летчики вместе с китайскими добровольцами сбили 1368 самолетов противника. А с учетом "боевого взноса" зенитных частей было сбито 2805 самолетов США, Великобритании, Австралии и Южной Африки. При этом погибли 1144 летчика ВВС группировки ООН, 306 получили ранения, 214 попали в плен с последующей репатриацией и еще 40 пропали без вести.
Таким образом, в небе Кореи и над водами дальневосточных морей произошла самая крупная после Второй мировой войны воздушная битва, пальма первенства в которой по праву принадлежит советским асам, наследникам славы Ивана Кожедуба, которому как командиру 64-го отдельного истребительного авиационного корпуса было категорически запрещено подниматься в воздух…
Тайна четвертая. Почему так и не была разгадана загадка "аллеи МиГов". Во время войны в Корее американские летчики и их коллеги по вооруженной группировке ООН на Корейском полуострове называли район действия советских и китайских самолетов "Аллеей МиГов". Причем название это было неслучайным, поскольку район действий, особенно для советских асов, был ограничен определенными условными географическими линиями, залетать за которые было категорически запрещено. Но именно эту "Аллею МиГов" больше всего и боялись американские летчики, ибо сбивали их там нещадно.
Соответственно, перед американским командованием встал вопрос, как сделать, чтобы не только одержать верх над советскими новейшими истребителями, но и разобраться с возможностями истребителя МиГ-15 бис. С учетом того, что МиГи еще не экспортировались в другие страны, возможность заполучить столь нужный экземпляр законным путем исключалась. И тогда на помощь американским летчикам пришли спецслужбы, в данном случае — ЦРУ.
Была разработана специальная программа по психологическому воздействию на советских и китайских летчиков. Суть ее заключалась в том, что над территорией, контролируемой корейско-китайскими войсками в Корее, а также над территорией собственно Китая в огромном количестве сбрасывались листовки, призывающие летчиков перелететь к противнику.
Понятно, что уровень политико-морального состояния советских асов, как и техсостояние самолетов, были на высоте, чего нельзя было сказать о части китайских добровольцев. Причем даже четко указывалась сумма вознаграждения за угнанный истребитель — 100 000 долларов (что в эквиваленте на сегодняшний день равняется одному миллиону). Но к сожалению американских разведчиков, китайские летчики также были на высоте духа и совести.
И тогда "спецы" из Лэнгли полностью переключились на летчиков-северокорейцев. В результате семя, брошенное американской пропагандой, легло на благодатную почву, которой оказался корейский летчик-истребитель лейтенант Ким Сок Но. Именно он совершил угон МиГ-15 бис в Южную Корею. Правда, произошло это как раз в день заключения перемирия — 27 июля 1953-го, и данные, приобретенные американцами, уже не смогли повлиять на результаты боев на "Аллее МиГов". А вот получение американскими специалистами такого ценного экземпляра позволило в будущем изменить критерии тактики воздушного боя и найти уязвимые места у МиГов, а также ликвидировать таковые у американских самолетов.
Тайна пятая. Морской узел Корейской войны. Неискушенному читателю может показаться, что основными направлениями Корейской войны были воздушные бои. Но это далеко не так. Просто в отношении "советских добровольцев" основной упор был сделан как раз на участие наших асов и зенитчиков в борьбе за корейское небо. Фактически же основную нагрузку "ратной работы" взяли на себя сухопутные части как с одной стороны, так и с другой. В той войне получила свое дальнейшее развитие доктрина "стальных кулаков" с применением новых видов вооружений — вертолетов, мотоманевренных групп, всех видов стрелкового оружия, а также неядерных средств массового поражения, что нашло свое продолжение во время вьетнамской кампании. Но был еще один ТВД — морской, ведь, как известно из географии (достаточно посмотреть на карту), Корея представляет собой массивный полуостров, отличающийся от Италии разве что долготой восточной. И морская тема той войны также была всецело использована, особенно частями группировки ООН, как во время проведения десантных операций, так и как основной маршрут снабжения и эвакуации войск.
С учетом того, что собственных ВМС у Северной Кореи как таковых не было, морская часть всей корейской операции, по замыслу командования группировки ООН, должна была проходить без сучка и задоринки. Так-то оно и было до тех пор, пока на минах, выставленных в районе северокорейского побережья, не стали подрываться один за другим корабли и суда альянса.
После того как подошли первые минно-тральные силы и начался поиск и траление мин, силам альянса сразу стало ясно, что ни китайский, ни северокорейский флот морские якорные и донные мины в таких количествах выставить не могут, и взгляды противоборствующей стороны сразу же упали на Тихоокеанский флот СССР.
Несмотря на то, что СССР и не отрицал факта размещения минных заграждений в своих водах (о чем было заявлено в "Извещениях мореплавания"), силы ООН считали Советский Союз одним из главных виновников необъявленной минной войны в северокорейских водах. Историки флота именно с этими "подозрениями" связывают трагедию, которая произошла 30 октября 1950-го во Владивостоке, в самый разгар Корейской войны.
Среди множества трагедий, за многовековую историю постигших отечественный ВМФ, одной из самых малоизученных является трагическая судьба минного заградителя "Ворошиловск".
Бывший пароход Добрфлота "Ставрополь" (а до этого "Котик"), как и те, что остались в строю после американской интервенции, стал основой возрожденного Тихоокеанского флота (ТОФ): был переименован в минный заградитель "Ворошиловск" и 11 января 1935 года вошел в состав ТОФ. Его просторные грузовые трюмы вмещали 389 мин, экипаж насчитывал 155 человек. Сам корабль в годы Великой Отечественной войны активно не задействовали, но его экипаж — точнее, часть состава — проявил себя в битве под Москвой, Сталинградом, некоторые дошли до фашистского логова…
А вот при разгроме японских милитаристов старому кораблю довелось вспомнить все, к чему его готовили все эти годы. Уж и расстарался минзаг, выставив сотни оборонительных мин, ведь именно они были его главным оружием, от них же он и погиб.
Стоит отметить, что с точки зрения боеготовности даже в таком "зрелом возрасте" корабль был в очень хорошем состоянии, да и экипаж был на высоте. Судите сами: в подавляющем большинстве команда "Ворошиловска" состояла из старослужащих матросов, имевших за плечами по 5—7 лет службы, а также опыт ведения боев с японцами.
С 14-го по 20 октября 1950 года "Ворошиловск" выставил оборонительное минное заграждение в Амурском заливе, омывающем Владивосток. Однако на борту оставалось еще 107 якорных и донных мин, а также 20 минных защитников. Они еще ждали своей очереди, но 30 октября в 14.55 на борту минзага раздался мощнейший взрыв, от последствий которого "Ворошиловск" сразу же затонул. Свидетели той катастрофы, находившиеся на пирсе, наблюдали страшную картину: раненые стонали, а рядом лежали изувеченные трупы матросов, опознать которых было невозможно. Погибли и умерли от ран 29 молодых ребят из России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана…
Основными причинами взрыва мин, согласно заключению комиссии Военно-Морского министерства Союза ССР, были названы: нарушение личным составом корабля правил выгрузки боезапаса, техническое несовершенство минно-подъемных средств ЗМ "Ворошиловск", требующих особой осторожности при погрузках и выгрузках мин и минных защитников, допуск новой мины "АМД-1000" на вооружение всех классов кораблей без отработки ее для корабельных условий и некачественное снаряжение мин "АМД-1000" на заводе. Не была исключена и возможность диверсионных проявлений, связанных с особыми задачами, поставленными перед кораблем…
Это во многом очень напоминает историю с гибелью атомного подводного крейсера "Курск", когда вроде бы все ясно, но ответа так и не прозвучало: а кто ж виноват?
Ведь по всем правилам воинской памяти все погибшие и пострадавшие на "Ворошиловске" — это участники той, Корейской войны, так же как и весь экипаж (57 человек) подводной лодки С-117, погибшей в водах Японского моря 15 декабря 1952-го. Тайна гибели целого экипажа до сих пор не раскрыта, а погибшие так и не получили статуса участников боевых действий, хотя они тоже были на той, на Корейской войне…
|