В нынешнем году Вооруженные силы Украины отметят свое двадцатилетие.
Много изменений произошло за минувшие годы в украинской армии, а
проблема безквартирья как была, так и остается для военнослужащих
социальным вопросом №1. И самое неприятное в этой ситуации то, что
несмотря на все усилия Министерства обороны «света в конце туннеля» так и
не видно. О причинах такой ситуации и возможных путях выхода из нее
корреспондент журнала «Камуфляж» вел разговор с председателем
Всеукраинского союза безквартирных офицеров Вячеславом Осипенко.
- Вячеслав Игоревич, как Вы прокомментируете прошлогодние результаты жилищного строительства для военнослужащих?
- Они вызывают двоякое чувство. С одной стороны, свыше 2000 военнослужащих получили собственное жилье, и это не может не радовать (меня, правда, смущает, что в сообщениях военных СМИ идет речь не о конкретной цифре построенных или приобретенных квартир, а используется «туманная» формулировка «улучшили свои жилищные условия»). С другой стороны, когда знаешь, что только в Министерстве обороны в очереди на жилье сейчас находятся 45 тыс. человек и их средний возраст 55 лет, то оптимизма никак не прибавляется. При таких темпах решения жилищной проблемы ликвидация очереди безквартирных растянется еще на десятилетия. К тому же, по нашим данным, на самом деле военное ведомство добавило в 2010 г. в свой актив не 2000 квартир, а только 1300-1400. Остальное - это жилье, которое перешло по учету из предыдущих лет или подсчитано по какой-то другой хитрой бухгалтерии.
В связи с этим активисты организации безквартирных офицеров направили в Министерство обороны письмо с просьбой предоставить данные о том, где конкретно и сколько построено квартир в минувшем году, а самое главное - проинформировать нас о планах строительства жилья в гарнизонах в последующие годы. Мы рассчитываем, что такой предметный разговор заставит чиновников более ответственно относиться к своим обещаниям в отношении строительства жилья.
- И все же, согласитесь, дело сдвинулось с мертвой точки: 2000 квартир - это куда весомее, чем те 85, которые были построены в 2009 г. А недавно директор Департамента капитального строительства МО Украины Эдуард Шевчук сообщил о планах решить проблему обеспечения жильем военнослужащих за 7 лет.
- Его бы слова да Богу в уши! Не хочу даже перечислять, сколько раз нам уже рассказывали о подобных планах. Вспомните хотя бы торжественное обещание министра обороны Анатолия Гриценко решить жилищную проблему военнослужащих за 3-4 года. И что получилось в итоге? Или вспомните, какими прожектами сопровождалось в 2005 г. создание военно-строительного консорциума. Тогда заместитель министра обороны господин Вячеслав Кредисов вел речь о готовности Минобороны строить 15 тыс. квартир в год. Позже, правда, он снизил планку до 9 тыс., а реально было построено 5,5 тыс. квартир. Конечно, и это немало, как говорится, большое ему спасибо! Но уже в следующем году строительство жилья снизилось до 4,4 тыс., а в 2007 г. и вовсе было построено только 1360 квартир.
Затем пришел новый министр обороны - Юрий Ехануров и заявил о том, что жилищная программа провалена и он, профессиональный строитель, берется поправить ситуацию. Прозвучало даже, что организации бездомных офицеров прекратят свое существование за ненадобностью. И снова ожиданий было много, а результат оказался довольно скромным. А между тем цена этого вопроса с каждым годом растет. Если в начале 2000-го для обеспечения всех военнослужащих жильем требовалось 1,4 млрд грн то уже в 2005 г. - около 8-9 млрд грн, а сегодня -13,4 млрд грн. И это данные только по Министерству обороны, а безквартирные военнослужащие, как известно, есть практически во всех силовых ведомствах.
Не хочу обидеть кого-то из должностных лиц Минобороны, но из года в год мы на блюдаем одну и ту же картину. С приходом очередного министра обороны и его команды начинают звучать обещания успешно решить жилищную проблему. Что-то каждый раз действительно для этого делается, причем чаще всего «новички» вынуждены преодолевать те же финансовые и законодательные препятствия, что и их предшественники. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже - все это видно по количеству построенных квартир. Но как только новая команда более или менее глубоко войдет в курс дел и начинает реализацию своих обещаний - в Минобороны происходит очередная смена власти, и все начинается сначала. Министры уходят в отставку - проблема остается. Кардинального изменения ситуации к лучшему все эти два десятилетия так и не произошло. Вот почему у меня довольно скептическое отношение к очередным планам Минобороны. На мой взгляд, если их удастся реализовать хотя бы на 50% - это уже будет большой успех.
-
Но за планами Минобороны стоит вполне конкретная Комплексная программа на 2011-2017 гг., новая редакция которой в декабре минувшего года утверждена соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины...
- Да, программа 1999 г. существенно скорректирована. Но в ней ничего не сказано ни о каких-то новых источниках финансирования, ни о принципиально новых подходах к решению жилищной проблемы. Будут деньги на строительство - Минобороны будет строить жилье, не будет такого финансирования - нам в очередной раз сообщат: «Да, мы старались, но в силу ряда причин объективного характера выполнить все, что запланировано, нам не удалось».
Непонятно, например, за счет каких именно средств будут вести жилищное строительство в таких наиболее проблемных гарнизонах, как Киевский, Харьковский, Одесский, Львовский. Бюджетных денег для этого явно недостаточно. В том же Киеве почти не осталось свободных площадок для привлечения инвесторов. В свое время шел разговор о 1360 га «свободной» земли, которыми Минобороны располагало только в Киеве. А сколько таких площадей сегодня? Об этом почему-то нигде не сообщается.
Хочу обратить внимание, что в новой редакции программы только 46% всех средств на жилищное строительство для военнослужащих предусматривается выделить из госбюджета. Все остальные деньги Минобороны предстоит «заработать». Это при том, что документы по внебюджетному финансированию полностью еще не отработаны, необходимые изменения в нормативные акты пока не внесены, а значит эффективно действующего механизма привлечения внебюджетных средств как не было, так и нет. Вот и Эдуард Шевчук в одном из своих недавних интервью говорит: «На сегодня один из главных вопросов - создание привлекательных условий для инвесторов и открытие новых источников финансирования строительства жилья». Все правильно. Но об этом руководители Минобороны почти слово в слово говорили и 5, и 10 лет тому. А что за эти годы изменилось?
Или взять, к примеру, ситуацию с использованием опыта других стран по решению жилищной проблемы военнослужащих. Послушаешь наших чиновников, вроде бы и в одной армии есть чему поучиться, и в другой, и в третьей. А где активные действия в этом направлении? Их как не было - так и нет. Так что, на мой взгляд, пока анонсированный семилетний план - это заявление о добрых намерениях, и не больше.
- А какова ситуация с решением жилищной проблемы ветеранов военной службы, находящихся на квартирной очереди в местных органах власти?
- О, здесь ситуация еще хуже, чем в Минобороны. По состоянию на начало этого года таких необеспеченных жильем ветеранов было около 26 тыс. человек. При этом среди них 200 семей инвалидов Великой Отечественной войны I группы и около 2 тыс. инвалидов II и III групп. В этой же очереди находятся инвалиды - участники боевых действий, инвалиды воинской службы, семьи погибших военнослужащих. Всего улучшения жилищных условий ожидают около 6,5 тыс. внеочередников и 16 тыс. первоочередников (в их числе и более 2000 участников Великой Отечественной войны). И если на строительство квартир для военнослужащих всех силовых структур страны в 2011 г. выделено около 1 млрд грн, то на эти категории ветеранов - только 20 млн грн и те с припиской: «только для строительства жилья воинам-интернационалистам». Безусловно, такой подход нарушает принципы социальной справедливости и создает абсолютно ненужное напряжение в отношениях между разными категориями ветеранов.
И это, к сожалению, еще не все. Сегодня, когда ликвидирован Государственный комитет Украины по вопросам ветеранов, так и непонятно, кто возьмет на себя реализацию программы обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или в отставку. В частности, будет ли это функцией созданной недавно Службы по вопросам инвалидов и ветеранов? По всем этим проблемам наша общественная организация обратилась с письмом к президенту Украины Виктору Федоровичу Януковичу. Надеемся, что его вмешательство позволит разрешить эту непростую ситуацию.
- Общеизвестно, что «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Вы же который год находитесь в самой гуще событий, связанных с работой по разрешению жилищной проблемы военнослужащих. Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять для ускорения этого процесса?
-
Как мне кажется, прежде всего надо предпринять усилия по привлечению внимания общественности к этой проблеме. Все уже настолько к ней привыкли, что просто перестали замечать. А ведь не секрет, что социальные вопросы оказывают самое прямое влияние на боевой потенциал армии. Стоит ли вкладывать миллиарды в содержание армии, ее перевооружение, если этой техникой и оружием будут владеть социально незащищенные, разуверившиеся в своей стране люди?
Сейчас во всех силовых министерствах обновлен состав общественных советов. На мой взгляд, есть необходимость объединить их усилия и инициировать проведение уже в этом году парламентских слушаний по вопросу строительства жилья для военнослужащих. У пограничников, сотрудников милиции, СБУ эта проблема стоит не менее остро, чем у Минобороны. Предыдущие парламентские слушания на эту тему (они прошли в 2005 г.) активизировали принятие многих хороших решений, но до реального улучшения ситуации с обеспечением военнослужащих жильем дело так и не дошло. А потом произошла смена руководства страны, ведомств, и решение этого важного вопроса и вовсе застопорилось.
Безусловно, улучшению ситуации способствовало бы упрощение процедуры землеотвода и получения разрешений на строительство, выделение денег Минобороны на оформление кадастровых паспортов на земли, которые находятся в ведении этого ведомства, и многие другие меры. Но самое главное, как я уже не раз говорил, - это наличие у руководителей нашей страны политической воли решить существующую проблему. То, что у них есть желание ее решить - сомнений не вызывает. Но реальных масштабных шагов в этом направлении, увы, все еще не видно.
Беседовал Михаил СЕРГИЕНКО
Журнал "Камуфляж"
|