Каюк Андрей Михайлович, полковник (2005 г.). Родился в 1965 г. в г. Бресте. Образование: Житомирское высшее училище радиоэлектроники ПВО им. Ленинского комсомола (1987 г.), Харьковский военный университет (1994 г.). Офицерскую службу начал в одном из гарнизонов Мурманской области в должности старшего оператора отдела отдельного радиотехнического узла. После окончания военного университета проходил службу в военной приемке, с 2005 г. - возглавлял военное представительство на одном из белорусских предприятий. С 2008 г. - на военно-дипломатической работе.
Женат, дочь - студентка медицинского университета.
- Андрей Михайлович, не так давно Вооруженные силы Республики Беларусь отметили свою 93 годовщину. Их реформирование уже завершено или все еще продолжается?
- В целом этот процесс был завершен к 2005 г. Но жизнь, как известно, не стоит на месте. Меняется мир, возникают новые вызовы и угрозы, поэтому процесс строительства и развития белорусской армии продолжается непрерывно. Так, в ходе выполнения Плана строительства и развития ВС Республики Беларусь на 2006-2010 гг. основные усилия были сосредоточены на развитии сил разведки, радиоэлектронной борьбы, связи, противовоздушной обороны и сил специальных операций. Продолжалась работа по оптимизации структуры Вооруженных сил, приведению ее в соответствие с объемом и характером возложенных на них задач.
- Именно в этот период в структуре ВС Беларуси появился еще один род войск...
- Да, в 2007 г. на базе мобильных соединений и воинских частей был создан новый род войск - силы специальных операций. Таким образом, теперь наши Вооруженные силы состоят из двух видов: Военно-воздушных сил и войск ПВО, Сухопутных войск и самостоятельного рода войск - сил специальных операций. Продолжается развитие еще одного направления деятельности Вооруженных сил и некоторых других государственных институтов - территориальной обороны.
- Что она из себя представляет?
- Прежде всего, хочу заметить, что это не сугубо белорусское «изобретение». Такое формирование имеет целый ряд государств Европы. Среди них Австрия, Дания, Германия, Италия, Польша, Франция и другие. Практика показывает, что территориальная оборона является одним из наиболее экономичных и целесообразных направлений поддержания обороноспособности государства на должном уровне.
Проведенные в Беларуси учения показали, что такая система способна действовать достаточно эффективно и успешно решает возложенные на территориальную оборону задачи. А среди них - участие в охране и защите государственной границы, охрана и оборона важных объектов, участие в борьбе с десантно-диверсионными силами, проведение инженерных мероприятий по подготовке населенных пунктов к обороне, участие в проведении спасательных и аварийно- восстановительных работ и другие.
- В свое время Вы окончили два украинских военных вуза, которые с тех времен несколько раз реорганизовывались. А какова ситуация с военным образованием в Беларуси?
- Принципиально важно, что за последние годы в нашей стране создана собственная система военного образования. С 1995 г. у нас есть своя военная академия. При ней открыты высшие академические курсы, создан факультет Генерального штаба Вооруженных сил. Именно с открытием в 2006 году этого факультета было завершено создание национальной системы военного образования.
Офицеров оперативно-тактического звена (по 18 специальностям и специализациям) и офицеров тактического звена (по 90 специальностям, специализациям и направлениям) готовят в Военной академии, а также на семи военных факультетах и четырех военных кафедрах гражданских вузов. Кроме того, в этих вузах проходят подготовку офицеры запаса, которые обучаются по 48 специальностям.
- Армии многих стран перешли или переходят на комплектование личным составом по контрактному принципу. Каковы подходы к этому вопросу в Беларуси?
- Здесь есть несколько принципиальных моментов. Прежде всего, мы не отказались от срочной военной службы. Ведь одно из ее предназначений - подготовка военно-обученного резерва, получение гражданами военно-учетной специальности. Существующая сегодня система комплектования армии личным составом с этой задачей успешно справляется. С этой же целью в 2004 г. введен новый вид воинской службы - служба в резерве. Ежегодно на этот вид службы призывается до 3000 человек, а подготовка резервистов организована более чем по 100 специальностям.
- А какие сегодня в Беларуси сроки прохождения срочной военной службы?
- Те, кто не имеет высшего образования, служат 18 месяцев. Те, у кого оно есть, - 1 год. Переход же на комплектование
Вооруженных сил только на контрактной основе пока не планируется. В то же время уже сегодня численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (а это офицеры, прапорщики и военнослужащие, проходящие службу по контракту на должностях солдат и сержантов), составляет около 60% от общей численности белорусской армии.
- В армии Беларуси действительно отказались от традиционных ежегодных итоговых проверок?
- Да, отказались. Но теперь более широко используется практика как плановых, так и внезапных проверок, в том числе с приведением воинских частей в повышенные степени боевой готовности и призывом военнослужащих из запаса. И если до 2001 г. подготовка и переподготовка граждан, находящихся в запасе, в нашей армии вообще не проводилась, то в 2006-2010 гг. военные сборы прошли более 33 000 военнообязанных.
- А какова ситуация с оснащением белорусской армии новым вооружением и военной техникой?
- Это непрерывный процесс. Только начиная с 2006 г. и по настоящее время на вооружение принято более 80 образцов вооружения и военной техники. Так, например, белорусская истребительная авиация вооружена сейчас модернизированными на отечественных предприятиях истребителями Су-27УБМ1 и МиГ-29БМ. Причем на таком модернизированном МиГе было установлено 15 мировых рекордов!
В последние годы осуществлена закупка комплексов средств автоматизации, в том числе автоматизированных систем управления войсками («Бор», «Поляна- РБ», «Риф-Р») и автоматизированной системы обработки полетной информации «Двина». Все они созданы на предприятиях отечественного ВПК. Осуществлено перевооружение 115-й зрбр на зенитные ракетные комплексы С-300. Реализовано и много других важных проектов.
Знаковым, на мой взгляд, моментом явилось создание в Вооруженных силах действенной системы работы по поддержанию воинской дисциплины. Она исключает возможность сокрытия правонарушений и одновременно позволяет социально защитить командира, который бескомпромиссно, в соответствии с законодательством, принимает необходимые меры по обеспечению правопорядка. Суммируя все сказанное, хочу отметить, что за минувшие годы по всем направлениям строительства Вооруженных сил достигнуты положительные результаты.
- В конце 2010 г. в Беларуси принята новая Концепция национальной безопасности...
- Да. В новой Концепции подтверждается многовекторность внешней политики как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности. На первом месте, среди мер по защите от внешних угроз национальной безопасности, в Концепции обозначено следующее направление - «проведение последовательной и сбалансированной многовекторной политики, основанной на принципах взаимоуважения, равенства и партнерства, невмешательства в дела суверенных государств».
Наша республика свою военную безопасность будет обеспечивать исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам.
Одновременно продолжится обеспечение поступательного развития Вооруженных сил, других войск, воинских формирований.
Особенно хочу подчеркнуть, что Концепция национальной безопасности определяет, что первостепенное внимание будет уделяться развитию в обществе патриотизма, воспитанию у граждан чувства ответственности за защиту Отечества.
- В этой связи напрашивается вопрос: насколько престижно сегодня в Беларуси быть военнослужащим?
- В нашей стране Вооруженные силы - один из наиболее авторитетных социальных институтов. По рейтингу доверия они на протяжении последнего десятилетия занимают второе место после главы государства и первое место среди всех государственных органов системы безопасности. Это доверие, безусловно, проецируется и на саму профессию военного.
Следует подчеркнуть, что сегодня военнослужащие обеспечены стабильным и достойным денежным довольствием. Если в начале 1990-х годов оно было на крайне низком уровне (у командира полка, к примеру, денежное довольствие в эквиваленте составляло чуть более 30 долларов США), то сегодня по сравнению с 1994 г. денежное довольствие офицеров возросло более чем в 30 раз.
- А как решается в белорусской армии жилищный вопрос?
- По прибытии к новому месту службы военнослужащему, как правило, предоставляется общежитие или служебное жилье. Если такой возможности нет - компенсируется стоимость снятой по договору найма жилплощади в населенном пункте, где расположена воинская часть или соединение.
Строительство жилья осуществляется по двум направлениям: строительство служебных жилых помещений и формирование жилищно-строительных кооперативов. Для этих целей разработаны план строительства служебного жилья с использованием различных источников финансирования на период до 2017 г. и программа по
кооперативному строительству жилья с использованием государственной поддержки в виде льготных кредитов.
- Если возможно, расскажите, пожалуйста, о кооперативном строительстве более подробно...
- Сейчас в Вооруженных силах Республики Беларусь создано около 40 жилищностроительных кооперативов. Суть этого вида строительства состоит в том, что министерство обороны выделяет желающим земельный участок, а военнослужащие объединяются и вкладывают свои деньги в строительство жилья по его себестоимости. При этом государство предоставляет военнослужащим льготный кредит сроком на 20 лет. Плата за пользование этим кредитом в течение срока его погашения устанавливается в размере 5% годовых. Те, кто имеет выслугу на военной службе от 10 лет и более, имеют право на строительство или приобретение жилых помещений с использованием безвозмездной финансовой помощи. Такая помощь оказывается в размере 50% расчетной стоимости жилого помещения типовых потребительских качеств.
С 2005 г. построен и введен в эксплуатацию 41 жилой дом жилищно-строительных потребительских кооперативов.
- А какая ситуация со строительством служебного жилья?
- С 2005 г. по настоящее время министерством обороны приобретено и введено в эксплуатацию 6 служебных жилых домов на более чем 400 квартир. В соответствии с планом строительства служебных жилых помещений на период с 2008 по 2017 г. предусмотрено возведение еще 49 отдельных многоквартирных жилых домов. Восемь из них запланировано построить уже в этом году.
- И в заключение традиционный для интервью с военными атташе вопрос. Как Вы оцениваете состояние и перспективы двустороннего сотрудничества между военными ведомствами Республики Беларусь и Украины?
- В последние годы наметилась положительная динамика по расширению и углублению этого двустороннего сотрудничества. Хотя следует отметить, что благодаря личным связям между офицерами, сложившимся еще во времена Советского Союза, это взаимодействие между армиями наших стран всегда поддерживалось на хорошем уровне.
Так, например, украинские военнослужащие ежегодно участвуют в соревнованиях разведывательных групп и снайперских пар, которые проводятся на базе 5-й отдельной бригады специального назначения в г. Марьина Горка. В 2010 году украинская команда приняла участие и в соревнованиях на лучший разведывательный взвод Сухопутных войск ВС Республики Беларусь. В свою очередь планируется, что в этом году белорусские военнослужащие примут участие в многонациональном тактическом учении «Казацкая степь - 2011».
Стали традиционными совместные тренировки дежурных сил ПВО Украины и Беларуси, на которых отрабатываются их действия в различных форс-мажорных обстоятельствах.
Новым перспективным, на наш взгляд, проектом является создание совместного белорусско-украинско-российского инженерного батальона. На него будет возложено выполнение инженерных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориях Республики Беларусь, Украины и европейской части Российской Федерации.
Показательным является и то, что благодаря усилиям двух наших стран на сегодняшний день создана необходимая нормативная правовая база военно-технического сотрудничества Республики Беларусь и Украины. Это позволяет в полной мере осуществлять взаимовыгодное сотрудничество между нашими государствами по всем направлениям, представляющим взаимный интерес.