Свой выбор ветераны аргументировали четко: Николай Петрович – человек инициативный, авторитетный, умеет постоять за себя и за других, придерживается своей точки зрения в спорах, за службу в Афганистане имеет медали «За отвагу», «Захиснику Вітчизни», «За ратную доблесть», медали УСВА «За громадянську мужність» «За заслуги». И товарищи не ошиблись, Николай Гончаров все эти годы возглавляет районную организацию УСВА, насчитывающую более 50 воинов-интернационалистов.
Детство Николая прошло в живописном селе Лукашенково, родители – Петр Яковлевич и Людмила Ивановна учили своих четверых ребятишек любить родную землю, приобщали их к труду. На летних каникулах работал с отцом на комбайне в колхозе «Заря», по окончании восьмилітки его направили учиться на тракториста-машиниста и водителя в Знобь-Новгородское СПТУ.
В армию Н. Гончарова и его товарищей С. Мишкина и А. Беличко призвали в октябре 1986 года. О том, что нести службу будут в Афганистане, они поняли сразу: «покупатель» набирал так называемую команду «20 Г». Последние сомнения развеялись, когда самолет с новобранцами приземлился в Ташкенте, а оттуда до Ферганы – рукой подать, где и прошли «учебку».
Впервые нервная дрожь пробежала по телу в ту минуту, когда еще в нераскрывшуюся рампу борта Ил-76, приземлившегося в Кабуле, прозвучало надрывное: «В колонну по пятеро стройся!». Наши земляки попали в 56-ю гвардейскую отдельную десантно-штурмовую бригаду, дислоцировавшуюся в Гардезе. Н. Гончаров попал служить в разведроту, С. Мишкин – в комендатский взвод, а А. Беличко – в охрану бригады.
– Разведрота – элита бригады, – с гордостью говорит Николай Петрович. – Туда отбирали только самых выдержанных и крепких духом ребят. Оно и понятно: во все времена на разведчиков возлагались очень серьезные задачи.
Штат разведроты, в которой служил наш земляк, насчитывал 50 человек. К ним были «приставлены» пять новеньких БМП и «Урал». На боевые операции, а в задачу разведчиков входило в том числе и сопровождение колонн, выдвигались по 25-30 человек. В группе с разведчиками были двое саперов, арткорректировщики, переводчик, иногда – медик.
– Пару дней мы находились на базе, а потом снова отравлялись на задание, в горы – вспоминает Николай Петрович. О том, насколько было тяжело, знает каждый, кто там воевал. Раскаленные скалы и разряженный воздух (Гардез расположен на высоте примерно две с половиной тысячи километров над уровнем моря) не позволяли вдохнуть полной грудью – дыхание забивалось, поэтому передвигались в основном ночью. Но наиболее сложным было испытание водой. Точнее, ее отсутствием.
Взятые с собой на задание запасы питьевой воды быстро заканчивались, взять більше – невозможно: рюкзак каждого разведчика и без того весил около 60 килограммов, таскали на себе еще и гранатомет «Оса» и пулемет «Утес» ( Николай Гончаров был командиром расчета «Утеса»). Во время боевых операций на выручку приходили «вертушки» – сбрасывали рюкзаки. Но, к сожалению, не всякий сброшенный рюкзак успешно долетал до земли – большинство разбивалось о скалы. Разведчики подбирали остатки, все еще сохранявшие влагу, и берегли, как зеницу ока. Находясь в засаде, они могли рассчитывать лишь на собственные силы: воду брали из родников в ущельях и обеззараживали пантацитом.
По подсчетам Николая Петровича за всю службу в Афганистане – с 15 мая 1987 по 13 июня 1988 года – он участвовал в сопровождении 20 колонн, доставлявших горючее, боеприпасы, медикаменты. Сколько за этот период было перехвачено вражеских караванов с оружием, боеприпасами и наркотиками, не считал.
Рассказывать об отдельных эпизодах своей воинской жизни Николай Петрович не любит. Впрочем, как и все его боевые побратимы. И понять их можно: каждое воспоминание болью отзывается в душе… Единственный момент, который я смогла «выудить» у собеседника, – то, что он с товарищами принимал участие в крупномасштабной общевойсковой операции «Магистраль», основные действия которой развернулись вдоль магистрали Гардез – Хост. Моджахеды стремились блокировать Хост, где планировали создать исламское государство. Знаменитый фильм «9-я рота» – именно о тех событиях: 9-я рота 345-го парашютно-десантного полка ВДВ рьяно отстаивала высоту 3234. Перед ребятами была поставлена боевая задача: не допустить прорыв противника к дороге Гардез – Хост. «А наша боевая задача в тот момент состояла в охране дороги на Хост», – говорит Н. Гончаров. – Длилась операция с ноября 1987 по январь 1988 года и унесла жизни многих наших солдат.
Вернувшись на родную Серединобудщину, старшина Н. Гончаров работал водителем в ПМК-14. Из армии его ждала невеста – Надежда. Сыграли свадьбу, родился сын Максим. Сегодня родители прилагают все усилия, чтобы сын получил хорошее образование, и он вот-вот получит диплом об окончании одного из киевских вузов. Сам Николай Петрович, находясь на пенсии по инвалидности, без дела не сидит: руководство районной «афганской» организацией требует немало сил и времени.