27 апреля 1978 г. были сыграны четыре матча чемпионата СССР по футболу.
Кубковый боец «Шахтер» обыграл «Днепр». В Ереване «Арарат» одолел своего
принципиальнейшего соперника — бакинский «Нефтчи». Московские армейцы
уверенно победили столичный «Локомотив», а в Алма-Ате яркий матч выдали
местный «Кайрат» и ташкентский «Пахтакор».
Спортивные баталии стали, пожалуй, самым заметным событием этого дня для миллионов жителей Советского Союза. И вряд ли кто-то из них знал, что происходит в соседней стране и как это скажется на судьбе многих тысяч их соотечественников.
15 февраля — День чествования участников боевых действий на территории других государств.
В апрельский день 1978-го, когда болельщики разных городов СССР смотрели футбол, в Афганистане произошла революция. К власти пришла марксистская Народно-демократическая партия, а сама страна из простой республики стала республикой демократической. Не прошло и нескольких месяцев, как в ДРА началась гражданская война. Одним из ее последствий стал ввод в декабре 1979-го советских войск в Афганистан. Они оставались там девять с лишним лет — до февраля 1989 г.
Отправка первых частей и подразделений проходила без оркестров и телекамер. А вот когда Ограниченный контингент возвращался домой, все было довольно торжественно: колонны бронетранспортеров с развевающимися красными флагами, цветы и усталый командующий, генерал-лейтенант Борис Громов. Телевидение растиражировало его слова: «Все. За моей спиной нет ни одного советского солдата».
Справедливости ради надо сказать, что солдаты все-таки оставались: пограничники покинули Афганистан только через несколько часов после вывода основных сил 40-й армии. К слову, «зеленым фуражкам» вплоть до апреля 1989-го пришлось несколько раз возвращаться в ДРА и выполнять на ее территории боевые задачи.
Тем не менее 15 февраля — дата торжественная и символическая. Поэтому в 2004 г., когда был подписан соответствующий указ Президента Украины, она и стала памятным днем. Название ему дали казенное и труднопроизносимое. Но таким образом попытались не забыть обо всех жителях страны, участвовавших в необъявленных войнах в Корее, Вьетнаме, Эфиопии, Анголе, а также других государствах, которым Советский Союз оказывал военную помощь.
Однако тех, кого уже несколько десятилетий именуют «афганцами», больше всех — порядка 620 тыс. человек служили в Ограниченном контингенте, 15 тыс. из них погибли. И в каком-то смысле ветеранам Афганистана было тяжелее других. Тех, кто помогал вьетнамцам отбивать налеты «фантомов» и тяжелых бомбардировщиков В-52, дома ждала спокойная и мирная жизнь. А вот «афганцы» после войны оказались в государстве, очень сильно напоминавшем сумасшедший дом.
К началу 1989 г. гласность и перестройка бушевали вовсю. Чуть ли не каждый день читающую публику потрясали газетными и журнальными статьями о сталинских репрессиях, а также пугали погромщиками из общества «Память». Тем временем на Кавказе, где между Азербайджаном и Арменией начался конфликт из-за Нагорного Карабаха, уже лилась кровь. Впервые со времен Великой Отечественной в стране появились беженцы. Руководители СССР пытались обуздать страсти, но практически каждое их действие только ухудшало ситуацию.
И вот вернулись солдаты, выполнявшие интернациональный долг. Уже через считаные дни после вывода Ограниченного контингента стало известно, что кумир интеллигенции академик Андрей Сахаров, находясь в Канаде, дал пресс-конференцию, где заявил, что в Афганистане «советские вертолеты расстреливали находившихся в окружении советских солдат, чтобы они не могли сдаться в плен». Узнав об этом, журналисты из Москвы позвонили за океан и поинтересовались, откуда уважаемый ученый почерпнул эти сведения. Сахаров ответил: «Я основывался на сообщениях западной печати и радиостанций». Т.е. на информации тех самых СМИ, которые вели пропагандистскую войну, а правительства их стран вооружали и готовили моджахедов.
Спустя несколько месяцев после февраля 1989-го состоялись выборы в Верховный совет СССР.Их тогда называли «первыми демократическими». Когда же советский парламент начал работу, то среди прочего депутатами было принято постановление, где говорилось, что «вторжение в Афганистан заслуживает политического и морального осуждения».
Конечно, много было сказано о том, что, мол, солдаты ни при чем и виноват во всем Брежнев со своим политбюро, но свою негативную роль постановление Верховного совета сыграло. Во многом благодаря ему чиновники стали позволять себе в отношении воинов-интернационалистов хамские заявления вроде «я вас в Афганистан не посылал». Собственно говоря, и сами слова «интернационалист», «интернациональный долг» стали нередко произносить с иронией.
Что думали обо всем этом сами «афганцы»? В конце 1989 г. газета «Комсомольская правда» провела социологическое исследование («пресс-опрос» — так оно официально называлось). 7 тыс. участников осужденной войны прислали письма с ответами на вопросы. Оказалось, что 35% респондентов считали свою миссию в ДРА выполнением интернационального долга, 17% — заявили, что гордятся этим. Были и негативные оценки: 19% бывших солдат полагали, что война в Афганистане дискредитировала само понятие «интернациональный долг», а 17% участие СССР в конфликте назвали позором. Параллельно в том же соцопросе участвовали другие читатели. 46% невоевавших заявили о позоре, гордились военной кампанией лишь 6%.
Тогда же в «Комсомолке» появилось письмо одного из ветеранов Афганистана. Он с горечью обращался к стране: «Знаете, если бы сейчас кинули по Союзу клич: «Добровольцы! Назад, в Афган!» — я бы ушел... Чем жить и видеть все это дерьмо, эти зажравшиеся рожи кабинетных крыс, эту людскую злобу (не у всех) и дикую ненависть ко всему, эти дубовые, никому не нужные лозунги, лучше туда! Там все проще...»
Да, в то время тема «афганцев» была очень актуальной и бурно обсуждаемой. Сейчас ситуация другая. О воинах-интернационалистах говорят, как правило, дважды в год — в декабре, когда исполняется очередная годовщина ввода войск в ДРА, и, естественно, в феврале. Последнее время также периодически вспоминают о том, что у государства нет средств на льготы для бывших солдат 40-й армии. А в целом «афганцы», которых на Украине около 220000, предоставлены сами себе. Такая судьба у этого поколения, объявленного сразу после войны «потерянным», а потом ставшего практически забытым.
От редакции
Сердечно поздравляем воинов-интернационалистов с их памятным днем. Желаем им крепкого здоровья и долголетия. Пусть все у вас будет хорошо!
|