" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Юбилей легендарной дивизии Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


43712965 Відвідувачів
Укрінформ
Міністерство оборони
Урядовий портал
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Орденские планки – ветеранам
Юбилей легендарной дивизии Надрукувати Надіслати електронною поштою
SHV_2756-1.jpg
103-я Гвардейская Краснознаменная орденов Ленина и Кутузова II степени Воздушно-десантная дивизия имени 60-летия СССР отпраздновала свой 70-летний юбилей.
103-я вдд и 345-й опдп единственные полноштатные соединения ВДВ, принимавшие участие в спецоперации СССР в Афганистане с первого до последнего дня.
В середине декабря 1979 года 103-я воздушно-десантная дивизия,  была поднята по боевой тревоге и с полным боекомплектом и запасами выведена в исходный район, а затем к аэродромам взлета частей ВТА. Штабы ВДВ и ВТА к этому времени уже спланировали переброску дивизии из Белоруссии и десантирование ее в Афганистан на аэродромы Кабул и Баграм. Предварительно командование дивизии, от командира батальона и выше, в строжайшем секрете посетили места высадки и дислокации подразделений в Афганистане.  
SHV_2768-2.jpg

Для этих целей был задействован почти весь самолетный парк ВТА. Предусматривались промежуточная дозаправка самолетов на аэродромах Поволжья, Южного Урала, Казахстана и Ташкента.  
Поскольку аэродромы исходного района находились на значительном удалении от мест дислокации частей дивизии, выдвижение войск к аэродромам осуществлялось комбинированным способом: на ближайшие аэродромы – своим ходом и железнодорожным транспортом, на самые отдаленные – самолетами ВТА.
Для обеспечения скрытности боевая задача частям и подразделениям ставилась предварительная и только на десантирование (без раскрытия районов и аэродромов высадки). Личный состав получил задачу готовиться к десантированию и вступления в бой сразу после высадки.
SHV_2779-1.jpg

Части и подразделения десанта несколько суток находились на аэродромах исходного района. Вооружение и техника были загружены в самолеты. На некоторых аэродромах они сосредоточивались в полевых парках, сгруппированные по самолетным группам. Старший каждой группы знал номер самолета, место стоянки и фамилию командира экипажа. Это впоследствии обеспечило быструю погрузку и посадку.
Десантирование 103-й гв. вдд осуществлялось посадочным способом. Выброска передовых отрядов не потребовалась. Оба аэродрома (Кабул и Баграм) к этому времени были взяты под контроль подразделениями 345-го опдп.
Условия посадки и взлета близко расположенных аэродромов Кабул и Баграм определили необходимость осуществлять десантирование группами по 6-12 самолетов с расчетом не более часа на их посадку, разгрузку и взлет группы. На разгрузку одного самолета затрачивалось от 10 до 20 минут.
SHV_2818-1.jpg

При выполнении боевых задач главная ответственность возлагалась на парашютно-десантные полки. Ими в декабре 1979 г. в 103-й гв. вдд командовали: 317-м пдп – подполковник Батюков Н. В., 350-м пдп – подполковник Шпак Г. И., 357-м пдп – подполковник Литовчик К. Г., 345-м опдп командовал подполковник Сердюков Н. И.
Для перевозки личного состава и боевой техники 103-й вдд было совершено 343 самолето-рейса (в том числе 66 рейсов Ан-22, 76 рейсов Ил-76, 200 рейсов Ан-12). Всего на высадку частей и подразделений ВДВ на два аэродрома затрачено 47 часов (посадка первого самолета в Кабуле в 16.15 25 декабря, последнего - в 14.30 27 декабря 1979 г.).
Самолеты приземлялись днем и ночью в среднем каждые 15 минут. За это время в Кабул и Баграм доставлено 7 тыс. 700 чел. личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов. В этой воздушной операции принимал участие в должности командира взвода 350-го пдп гвардии лейтенант Сергей Червонопиский.  
SHV_2903.jpg

К сожалению, при переброске десантных подразделений в Кабуле 25 декабря 1979 г. в 19.33 (московского времени) разбился самолет Ил-76 с личным составом и техникой. Экипаж в составе 7 человек (командир капитан Головчин В.В.) и 37 десантников 350-го пдп погибли. Причина катастрофы – ошибка в пилотировании, столкновение самолета с горой высотой 4662 м при подлете к аэродрому Кабул (капитан Головчин В. В. садился на известный своей сложностью, особенно в ночное время, аэродром Кабул впервые). Эта катастрофа открыла список наших потерь в Афганистане.
Районы сосредоточения частей и подразделений вдд были заранее выбраны и отрекогносцированы офицерами оперативной группы во главе с заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом Н. Н. Гуськовым, которые прибыли в Кабул 23 декабря 1979 г. 
SHV_2986.jpg

После высадки подразделения 103-й вдд вышли к важным административным и другим объектам (ЦК НДПА, здания Министерства обороны, МВД, службы безопасности, Минсвязи, казармы некоторых частей) и усилили их охрану. Фактически над этими объектами был установлен контроль советских войск. В некоторых местах офицеры - противники X. Амина, не зная, для чего пришли советские войска, пытались оказать им сопротивление, но были сравнительно быстро разоружены.
К новому 1980 году  размещение полков 103-й вдд в Афганистане было завершено. 317-й гв. пдп дислоцировался в центре Кабула (на дворцовой территории Делькуша), батальон этого же полка выделялся на охрану резиденции Бабрака Кармаля. 357-й гв. пдп расположился в крепости Бала Хисар. 350-й гв. пдп остался в палатках на окраине аэродрома рядом со штабом дивизии. Там же расположились артполк и спецчасти дивизии. Немногие капитальные постройки, доставшиеся десантникам, были в ужасном состоянии. Разоренные и загаженные, они требовали большого труда и затрат материалов, чтобы их приспособить под жилье. К тому же они не имели отопления.
SHV_3059-1.jpg

В целом в декабре 1979 года была проведена беспримерная по размаху и организации аэромобильная операция по переброске войск с одного на другой ТВД на дальность около 4,5 тыс. километров. Как оказалось впоследствии, это была последняя воздушно-десантная операция Советской армии после Великой Отечественной войны.
За период войны в Афганистане соединение совместно с др. частями 40-й А провело только с 1983 по 1989 г. 114 боевых операций по уничтожению НВФ, их баз в провинциях Кабул, Лагман, Парван, Фарах, Кандагар, Кунар, Гор, Гильменд, Нан-гархар, Каписа, Пактия, Заболь, Газни, Кундуз, Бамиан, Бадахшан и др. Всего за период спецоперации в боевых действиях приняли участие свыше 70 тысяч воинов соединения. Захвачено и уничтожено: душманов — свыше 26 тыс.; стрелк. оружия — св. 6 тыс. ед.; ДШК — 600 ед. За период пребывания в Афганистане потери среди л/с дивизии составили: безвозвратные — 905; санитарные — 2 130. Мужество, массовый героизм десантников были по достоинству оценены. В 1980 году дивизия награждена орденом Ленина, в 1982 – присвоено почетное наименование «Имени 60-летия СССР». Свыше 19 тысяч военнослужащих награждены орденами и медалями СССР, боевыми наградами Афганистана. Из них: орденами Ленина — 24; Красного Знамени — 215; Красной Звезды — 3 277; медалями: "За отвагу" — 3 891, "За боевые заслуги" — 2 902.  8 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Это: старшие сержанты А. Г. Мироненко, Н. П. Чепик (оба посмертно), генерал-майор А. Е. Слюсарь, подполковник А. П. Солуянов, ефрейтор А.В. Корявин, ст. лейтенант В. В. Задорожный (оба поcм.), генерал-майор П. С. Грачев, майор О. А. Юрасов (поcм.).
SHV_3068-1.jpg

На этапе вывода советских войск из Афганистана части дивизии продолжали выполнять задачи по охране и обороне г. Кабул, аэродрома, пунктов дислокации войск. 350-й пдп, усиленный артиллерией и танками, вел боевые действия по обеспечению безопасного вывода соединений и частей ОКСВ на участке Айбак—Доши. Вывод частей дивизии осуществлялся комбинированным способом: по воздуху и в составе колонн.
103-я вдд вернулась на постоянное место дислокации в город Витебск и продолжило боевую и политическую подготовку личного состава. После распада СССР дивизия вошла в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь. 1 сентября 1995 года дивизия переименована в 103-ю Отдельную гвардейскую мобильную бригаду, а батальонам присвоены номера полков 317, 350 и 357. Бригада является преемником всех славных боевых и воинских традиций 103-й вдд. 
SHV_3484-1.jpg

В канун Нового года в Витебске состоялось торжественное мероприятие, посвященное 70-ти летнему юбилею дивизии, в котором взяли участие ветераны 103-й вдд из стран СНД, командование и воины-десантники бригады, Герой России, генерал-полковник В. Шаманов, Герой России полковник А. В. Маргелов, генерал-полковник Г. И. Шпак,  председатель Украинского Союза ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов)  С. В. Червонопиский, председатель Совета общественной организации «БСВВА» В. В. Гайдукевич и другие.
SHV_3597-1.jpg

Сергей Васильевич встретился с боевыми побратимами, посетил музей дивизии, десантные городки, ознакомился с бытом военнослужащих бригады, возложил цветы к памятнику погибшим десантникам дивизии в Афганистане.
Воины мобильной бригады провели показательные учения для гостей: была и высадка десанта из вертолета, рукопашный бой, стрельбы с различного вида оружия и из специализированного автомобиля «Богатырь» китайского производства, состоящего на вооружении бригады.
Пресс-служба УСВА.
Фото Евгения ШВАБА.
13.01.2015
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.