|
|
ВДВ - это особый род войск |
|
|
| Десант - суровая наука, но сожалений в сердце нет. Со мной третий тост и сыну - Хранимый голубой берет.
| |
| Каждому ветерану Воздушно-десантных войск есть о чем рассказать
молодежи, есть чем поделиться. Вспоминая пережитое, мы восстанавливаем
романтику и одновременно трудности прошлого, а это интересно,
поучительно, а еще помогает смелее и увереннее смотреть в будущее.
История Воздушно-десантных войск всегда была сложной и драматической.
Основным содержанием нашей работы стал постоянный эксперимент.
Десантники выполняли парашютные прыжки из разных типов самолетов и
вертолетов с большой и предельно малой высоты, в том числе и из нижних
слоев стратосферы.
Все это делалось не ради славы или для наград, а для того, чтобы
приобретенный таким путем опыт передать всем тем, кто хоть каким-то
образом связан с парашютным делом. Приобретенный многогранный опыт
использовался как десантниками, так и пилотами боевых самолетов,
космонавтами, разведчиками.
Офицеры моего поколения на протяжении службы в Вооруженных Силах
совершали от 500 до 1000 парашютных прыжков. Цифра как бы и небольшая,
но в 60-х и 70-х годах каждый новый прыжок отличался от предыдущего
тем, что был прыжком в неизвестное. Это было время активного
перевооружения десантных войск новыми парашютными системами и
современными летательными аппаратами.
Сегодня еще сохраняется уважение к нелегкому труду
парашютиста-десантника, восхищение мужеством, смелостью, желанием
познать неизвестное.
Проходят годы, но все еще вспоминается, как создавались новые десантные
традиции, основанные на научных знаниях, на жесткой дисциплине.
Помню свой первый в жизни прыжок с парашютом. Тогда с высоты 1000
метров смотрел на землю через открытую дверку самолета и впервые
по-новому ощущал высоту. Земля казалась необыкновенной, не такой, какой
привык ее видеть из иллюминатора пассажирского самолета. Тогда не
верилось, что, сделав шаг в бездну, будет возможным благополучное
приземление. Но вот легкое касание моего плеча рукой инструктора и я,
не раздумывая, лечу вниз. В падении четко вижу землю, сначала
неподвижную, как на фотографии, потом эта картинка постепенно начинает
вращаться вокруг меня и я падаю, убеждая себя, что это я сам так
раскручиваюсь. Падаю к земле и думаю: "Откроется парашют или нет?"
Почти в то же мгновение чувствую хлопок, динамический удар - и вот я на
стропах под белым куполом.
После шума двигателя самолета и ожидания прыжка наступили какая-то
удивительная тишина и спокойствие. Нервы все еще напряжены. Плавно
спускаюсь с неба. Перед самой землей разворачиваюсь по направлению
ветра и падаю на бок. Ощущаю великую радость, что жив и даже не
травмирован, что смог сделать то, чего хотел.
Вспоминая службу в Воздушно-десантных войсках, хочется сказать о не таких уже и далеких событиях:
- ноябрь 1968 года - отделившись от гондолы стратостата на высоте 25500
метров, Евгений Андреев начал падение. Парашют он открыл за 1000 метров
от земли. 270 секунд свободного падения с нераскрытым парашютом;
- январь 1972 года - торжественное празднование столетия со дня
рождения Глеба Евгеньевича Котельникова и шестидесятилетие созданного
им парашюта;
- январь 1973 года - осуществлена на практике идея десантирования
внутри БМД. Командир экипажа "Кентавр" подполковник Л. Зуев и
наводчик-оператор старший лейтенант А. Маргелов впервые в мировой
истории "свалились" с неба на голову "противника" в боевой машине
десанта;
- август 1980 года - юбилейная дата - 50-летие Воздушно-десантных войск;
- август 2000 года - 70-летие Воздушно-десантных войск.
Большой и славный путь прошли Воздушно-десантные войска за более чем
70-летний период своего развития. На их долю выпало участие в Великой
Отечественной войне, во множестве военных конфликтов, где десантники
всегда первыми вступали в бой.
Одной из славных страниц истории ВДВ стала почти десятилетняя война в Афганистане (1979-1989).
По просьбе правительства ДРА советские войска вошли на его территорию,
и первыми были десантники Витебской воздушно-десантной дивизии. Нелегко
пришлось воевать нашим бойцам в горной стране, где не было линии
фронта, а враг был везде. Войска в самые короткие сроки овладели
тактикой ведения боевых действий в горах и пустынях. Опыт приходил со
временем, с потерей боевых друзей. Но где бы ни воевали
воины-десантники, они всегда проявляли мужество, героизм и до конца
выполняли свой воинский долг.
ВДВ всегда считались элитой Вооруженных Сил, для них отбирались самые
лучшие парни, за плечами которых была специальная подготовка, которые
имели отличное здоровье и стремились служить в десанте.
Ежегодно 2 августа в странах СНГ отмечают очередную годовщину Воздушно-десантных войск.
Международная общественная организация ветеранов ВДВ, презентация
которой состоялась 2 августа 2003 года в Киеве, всегда желает ребятам в
голубых беретах того, что сказал Командующий ВДВ, Герой Советского
Союза генерал армии Василий Филиппович Маргелов: "Легкого отделения от
самолета, хорошего наполнения куполов, отличного приземления, успешного
боя".
История Воздушно-десантных войск продолжается, а начиналась она так.
2 августа 1930 года. На опытно-показательных учениях Военно-воздушных
сил Московского военного округа, под Воронежем, впервые в мире
осуществлена внеаэродромная высадка парашютного десанта. Для участия в
десантировании отобрали десять добровольцев, ранее выполнивших свой
первый прыжок. Парашютисты были разбиты на две группы. Первую возглавил
командир десантного отряда Леонид Григорьевич Минов, вторую - Яков
Давидович Мошковский.
Выброску первой группы десанта было решено произвести с высоты 500
метров, а сбрасывание вооружения - со 150 метров. Выброску второй
группы - с 300 метров. Понятен тот риск, с которым был связан групповой
прыжок с 300 метров от земли. В распоряжении парашютиста, падающего с
этой высоты, имелось всего 9 секунд, а на десятой его уже встретит
площадка приземления.
Утро 2 августа выдалось солнечным. Раздалась команда: "По самолетам!"
Самолет "Форман Голиаф" грузно разбегается и лениво отрывается от
земли. Сделав круг над аэродромом, он направляется к месту
десантирования. Звучит команда "Пошел!", и повисают в воздухе белые
парашюты. Приземлилась первая группа, а затем и вторая, достаточно
кучно, почти в центре площадки.
Воронежский десант привлек внимание руководства страны и Вооруженных
Сил, и во время осенних маневров войск МВО в сентябре 1930 года
произошла вторая удачная выброска вооруженного парашютного десанта. На
этот раз десантирование производилось из пассажирского самолета Ант-9 с
высоты 250 метров.
Вскоре после своего рождения Воздушно-десантные войска превратились в могучую и грозную силу.
Опыт применения парашютов в военном деле со всей очевидностью показал,
что воздушные десанты могут занять важное место и в современной войне.
История воздушно-десантного дела не закончена, необходимость в
парашютах и войсках, которые их используют останется еще надолго.
В. РАЕВСКИЙ,
ветеран ВДВ, участник боевых действий в Афганистане. | | | | | |
|
|
|