|
|
Растерянное поколение |
|
|
|
Когда советские мальчишки возвращались из Афгана, едва ли кто-то из них
мог предположить, что восемнадцать лет спустя «афганское движение»,
рассредоточившись по развалившимся республикам, будет направлено только
на одно: выжить и отвоевать у государства хоть крохотную порцию — нет,
не привилегий, — простого внимания и тепла.
Новые государства оказались неспособны генерировать тепло, и теперь с
поразительной настойчивостью уничтожают «элементы коммунистического
прошлого», к которым по умолчанию отнесли и «афганцев».
— Вас не любят и не поддерживают на государственном уровне не потому,
что вы плохо себя зарекомендовали или представляете опасность. Вы
неудобны: вы являетесь чуть ли не единственными носителями советской
(не совковой!) идеологии в самом положительном смысле этого слова — вы
знаете, что такое истинный патриотизм, как можно и нужно любить Родину,
и вы демонстрируете это. Вы — наследники боевой славы, не гнетесь, не
приспосабливаетесь к новым политическим веяниям, остаетесь сами собой.
Поэтому вас не воспринимает государственная машина,— сказал как-то
украинским «афганцам» лидер Соцпартии Украины Александр Мороз.
Дальновидный политик оказался прав: власти, под знаменами какого цвета
они бы не восседали, демонстративно игнорировали и игнорируют
«афганское движение», не только не содействуя ему, но всячески пытаясь
заглушить любую инициативу. К слову сказать, украинские власти успешно
наследуют тот алгоритм, по которому действовала советская
государственная машина, которая подняла на знамя только то, что ей было
нужно: неподдельный «афганский» героизм, — быстро сделав из него
абстрактный штамп. При этом живые участники боевых действий со своими
простыми человеческими проблемами, бытовыми неурядицами, безквартирьем
и совершенно конкретной физической болью в раздробленных костях,
оказались «за бортом».
Вот уже много лет большинство «афганских» мероприятий в Украине
проходят не столько благодаря, сколько вопреки желаниям властей. Так
проходят акции, фестивали, «выбиваются» койки в госпиталях, так
возводятся памятники. Самый известный в стране — киевский памятник
погибшим в Афгане соотечественникам скульптора Николая Олейника (три
солдатские фигуры, водруженные без постамента прямо на землю напротив
Киево-Печерской лавры) — был установлен тайно под покровом зимней ночи
накануне даты вывода войск — 15 февраля 1994 года. Чиновников во
властных кабинетах «афганцы» поставили уже перед фактом. Только после
того как к памятнику возложил цветы президент, монумент получил право
на жизнь и был «узаконен».
Проблемы и беды десятков тысяч «маленьких солдат» Афганистана (а
Украина, напомним, была второй из республик СССР по численности
участников этой военной кампании) остаются на уровне их семейных
проблем, обсуждаемых на кухне да с друзьями под водку. В большинстве
случаев ответы на вопросы остаются ненайденными. Очередь на заслуженную
квартиру не движется, зарплата не растет, льготы остаются
символическими, работодателей не устраивает строптивый нрав боевых
парней и их постоянные болячки, жены, не выдержав неустроенного быта и
вечно пьяных по этой причине мужей, уходят, круг друзей катастрофически
тает. Кто-то успел ухватить судьбу за хвост, но большинству так и не
удалось этого сделать. Результат — в Украине жуткими темпами растет
статистика смертей и самоубийств среди «афганцев». Уже сейчас это число
почти в два с половиной раза превышает количество павших в Афганистане.
Светлана ГОЛЛАНДС
|
|
|
|
|
|