На протяжении последних двух лет власть сделала существенные шаги для защиты бойцов, принимающих участие в АТО. Если еще в начале антитеррористической операции большинство добровольцев были «вне закона», то сегодня государство юридически обеспечило социальную и правовую защиту таких лиц на надлежащем уровне. Во время нормирования определения статуса добровольцев, принимавших участие в АТО, для социальной защиты со стороны государства возникла необходимость присоединения добровольческих батальонов к образованным согласно законам Украины военным формированиям или правоохранительным органам.
Поскольку не все добровольческие батальоны присоединились к военным формированиям или правоохранительным органам, у их бойцов возникают проблемы с оформлением статуса участника боевых действий. Еще больше проблем — у семей таких воинов в связи с необходимостью лечения раненых защитников, их погребением и невозможностью получить льготы, предусмотренные для участников боевых действий.
Исправить ситуацию пытаются и местные власти. Для снижения социального напряжения среди бойцов добровольческих формирований и членов их семей на местах начали выдавать удостоверения «бойца-добровольца». Так, например, на официальном сайте Ивано-Франковской областной государственной администрации (http://www.if.gov.ua) размещен Порядок подачи документов на рассмотрение специальной комиссии для установления личности бойцов-добровольцев АТО. Аналогичные решения приняты также и в Тернопольской области. В удостоверении вместо термина «участник боевых действий» употребляется «боец-доброволец АТО». Выданный документ действует лишь на территории соответствующей области. Замена понятий обусловлена тем, что предоставление статуса участника боевых действий не в компетенции местных советов, это функция комиссий, созданных в Минобороны, МВД, Национальной полиции, Национальной гвардии, СБУ, Службе внешней разведки, администрации Госпогранслужбы, администрации Госспецтрансслужбы, Генеральной прокуратуре Украины, Управлении государственной охраны, администрации Госспецсвязи, ГСЧС, ГПтС.
Кроме того, перечень документов, необходимых для получения статуса «боец-доброволец АТО», достаточно прост, поэтому нельзя исключать, что при наличии коррупционного фактора количество льготников может увеличиться, а это скажется на местных бюджетах. Именно из них местные власти планирует финансировать льготы, которые будут предоставляться добровольцам, принимавшим участие в АТО, но их формирования не присоединились к официальным военным формированиям.
Замена понятий проблему не решит
Органы государственной власти обязаны действовать лишь в рамках своих полномочий. Если местные власти предоставляют статус «боец-доброволец АТО», не предусмотренный законодательством, то лица, которые его получат, не могут претендовать на льготы для участников боевых действий, предусмотренные Законом «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». Так, например, участникам боевых действий предоставлено право первоочередного отвода земельных участков, а в случае предоставления такой первоочередности бойцу-добровольцу АТО местными властями это решение может быть обжаловано в суде тем же участником боевых действий, который получил статус в установленном законом порядке и тоже стоит в очереди. Юристы отмечают, что финансирование льгот, предоставленных бойцам-добровольцам АТО, довольно сомнительно.
Следовательно, бойцы добровольческих батальонов по принципам социальной справедливости имеют те же льготы, что и другие защитники, но при условии, что такие добровольческие формирования были включены в состав Вооруженных Сил, МВД, Национальной полиции, Национальной гвардии и других образованных согласно законам Украины военных формирований и правоохранительных органов.
|